Побочные продукты животноводства
В настоящем Федеральном законе (248-ФЗ) используются следующие основные понятия:
«побочные продукты животноводства» - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве;
«обращение побочных продуктов животноводства» — деятельность по хранению, обработке, переработке, транспортировке, реализации и использованию побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственном производстве;
«объекты для хранения, обработки, переработки побочных продуктов животноводства (далее — специализированные площадки)» — специально оборудованные сооружения и (или) места, предназначенные для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилища, пометохранилища;
«хранение побочных продуктов животноводства» — складирование побочных продуктов животноводства на специализированных площадках; обработка, переработка побочных продуктов животноводства — подготовка побочных продуктов животноводства на специализированных площадках к их использованию или реализации;
«транспортировка побочных продуктов животноводства» — перемещение побочных продуктов животноводства в целях их хранения, обработки, переработки, реализации и (или) использования;
«использование побочных продуктов животноводства» - внесение обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства
в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель
сельскохозяйственного назначения.
Нормативные документы
С 1 марта 2023 года вступил в силу) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.07.2022 № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 №1542 "О внесении изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209020018 - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1925 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) и Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)»!
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210310030\ - Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 «Об утверждении порядка, сроков и формы направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства» (Зарегистрирован 28.10.2022 № 70738)
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120221028001 - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211030028 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 №3256-р «Перечень нарушений требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211030015
Отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства и ведение их учета
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
Порядок и сроки направления уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным отходам животноводства
О принятом решении юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) – Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Форма уведомления об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 07.10.2022 № 671 3)
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляющие производство сельхозпродукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных и птицы, к побочным продуктам животноводства или отходам независимости от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов, и уведомляют об этом решении Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям
Уведомление об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства (далее — уведомление) в 2023 году направляется до 1 мая 2023 г. на период с 1 марта 2023 г. по 31 декабря 2023 г.
Далее, уведомление направляется ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря текущего календарного года в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по месту образования побочных продуктов животноводства одним из следующих способов:
...лично;
…посредством почтовой связи с уведомлением о вручении;
…орме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с 1 марта 2022 года);
…на адрес электронной почты Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям: //e.mail.ru/compose/?mailto=mailto%Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений уведомление направляется по каждому обособленному подразделению.
В случае изменения сведений, указанных в направленном уведомлении, уведомитель вправе до 31 декабря календарного года, на который направлено уведомление, направить корректирующее уведомление в соответствии.
Уведомление подписывается руководителем юридического лица либо уполномоченным им должностным лицом (с приложением копии документа, подтверждающего его полномочия), заверяется печатью юридического лица (при наличии) либо физическим лицом (при подаче уведомления индивидуальным предпринимателем или главой крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица).
Датой подачи уведомления считается день его направления в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям.
Регистрация уведомления осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня его поступления в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям уполномоченным должностным лицом.
Обращаем внимание, что случае если сведения в представленном уведомлении, отправленном посредством почтовой связи, указаны неразборчиво, нечитаемы, либо в них имеются исправления, должностное лицо Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям в течение 2 рабочих дней со дня регистрации уведомления возвращает его уведомителю с указанием причины возврата.
Уведомитель в течение 5 рабочих дней со дня получения возвращенного уведомления должен повторно направить уведомление с устраненными замечаниями в Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. В случае непредставления доработанного уведомления, ранее направленное уведомление считается не зарегистрированным.
Уведомитель повторно направляет уведомление в соответствии с указанным выше порядком.
Письмо Минсельхоза России от 27.01.2023 г. с пояснениями вопросов о реализации требований к обращению побочных продуктов животноводства прилагается ниже.
- Как рассчитать объем побочных продуктов животноводства?
Допускается указывать объем образуемых побочных продуктов животноводства, полученный расчетным путем. Допускается рассчитывать объем образуемых побочных продуктов животноводства исходя из проектной (количество скотомест, птицемест) или фактической мощности, умноженной на показатель выхода навоза (помета) в сутки на 1 голову кг, установленный в РД-АПК 1.10.15.02-17. Допускается к полученному показателю объема образования ППЖ применять поправочный коэффициент, учитывающий факторы осадков, применяемой технологии и т.д.
- В каком формате указывается дата образования побочных продуктов животноводства?
Допускается указывать дату образования побочных продуктов животноводства в формате года, например 01.03.2023 - 31.12.2023
- В каком формате указываются планируемые сроки использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам?
Допускается указывать планируемые сроки использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам в формате года использования или передачи, например, 01.03.2023 - 31.12.2023 (или конкретного периода).
- Что понимается под результатами использования или передачи?
Под результатами использования побочных продуктов животноводства понимается внесение обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В уведомлении в качестве результата использования указывается "внесение в почву".
Под результатами передачи побочных продуктов животноводства понимается передача побочных продуктов животноводства иным лицам". В уведомлении указывается "передача побочных продуктов животноводства иным лицам". Рекомендуется указывать полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, которому планируется передача побочных продуктов животноводства, описание результата такой передачи и объема планируемых к передаче побочных продуктов животноводства.
- Как правильно оформить объемы побочных продуктов животноводства, которые остались на хранении?
Объем побочных продуктов животноводства, оставшийся на хранении и не внесенный и не переданный в рассматриваемый период, не указывается. В будущем году оставшийся в предыдущем году на хранении объем побочных продуктов животноводства войдет в объем внесенных или переданных (в случае его внесения или передачи).
- На свиноводческом комплексе организован учет объема образуемых побочных продуктов животноводства (навозных стоков), который ведется на основании данных показаний счетчика в метрах кубических. Возможно ли направление уведомления с указанием объема образуемых побочных продуктов животноводства в метрах кубических?
В утвержденной форме уведомления (приложение N 2 к Приказу) объем веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, отнесенных к побочным продуктам животноводства, указывается в тоннах.
Приказом прямо предусмотрено указание объема в тоннах. При учете объема образуемых побочных продуктов животноводства (навозных стоков) в метрах кубических, рекомендуется сделать перевод показаний счетчика в метрах кубических в тонны для указания в уведомлении.
- Как заполнить результат в случае производства агрохимиката (удобрения)? Заполнить образование, но не заполнять использование, т.к. использование - это внесение?
В случае производства из побочных продуктов животноводства агрохимиката, зарегистрированного в установленном порядке, в колонке "результат" допускается указывать "производство агрохимиката".
- Что понимается под обособленным подразделением?
Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В целях применения правовых актов о ППЖ под обособленным подразделением понимается "объект содержания сельскохозяйственных животных" - объект по выращиванию (разведению и содержанию) сельскохозяйственных животных, включающий в себя комплекс производственных зданий (помещений).
Блок: охрана окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие, организация деятельности на предприятии
- В действующей практике далеко не на всех животноводческих объектах существуют отдельные системы сбора и переработки хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод. В лучшем случае хозяйственно-бытовые сточные воды собираются в септик и по мере накопления вывозятся на переработку в специализированную организацию. В обычной практике, все стоки, образуемые на животноводческом объекте, в том числе образуемые в результате мойки комплексов, собираются в лагуне для сбора навоза и вместе с навозом перерабатываются в удобрения. При этом, навозные стоки не направляются в централизованные системы водоотведения и не сбрасываются в водные объекты.
Допускается ли сложившаяся практика или животноводческие объекты обязаны организовать отдельный сбор хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод? Это особенно актуально для молочных ферм, где образуемые в процессе мойки доильного цеха стоки, содержащие навоз КРС, сбрасываются в лагуны.
Допускается организация общего стока с технологических процессов на животноводческом комплексе (мойка каруселей, животных и т.п.) с побочными продуктами животноводства в случае, если такой сток уходит надлежащим образом в оборудованную специализированную площадку и не смешивается с иными сточными водами, не относящимися к животноводческому комплексу.
Животноводческие объекты обязаны организовать отдельный сбор хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод.
- Требуется ли оборудование на животноводческом объекте локальной очистной системы для очистки хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод, или возможно оборудовать накопитель (септик) или биотуалет для сбора хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод?
Допускается ли не оборудовать отдельную систему для сбора хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод, если такие воды не образуются на животноводческом объекте?
Не требуется оборудование на животноводческом объекте локальной очистной системы для очистки хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод, если на объекте образуемые стоки собираются в накопитель (септик) с последующим их вывозом с территории объекта или если на животноводческом объекте такие сточные воды в соответствии с принятым технологическим решением не образуются.
- Допускается ли не оборудовать специализированные площадки на животноводческом объекте, если по принятой технологии побочные продукты животноводства не хранятся. Это актуально для птицеводческих ферм, где образуемый в птичнике помет с опилками после отправки птиц на убой карантинируется и передается на обработку, переработку на другой объект, входящий в группу компаний или не входящий, специализирующийся на переработке и хранении помета.
Допускается не оборудовать специализированные площадки на животноводческом объекте, если по принятой технологии побочные продукты животноводства не хранятся.
Допускается не оборудовать специализированные площадки на животноводческом объекте, если по принятой технологии побочные продукты животноводства не обрабатываются, не перерабатываются.
- Допускается ли расположение специализированной площадки на одном уровне с водозаборным сооружением, если объект расположен на горизонтальной площади?
Не допускается. В требованиях указано прямо - ниже водозаборных сооружений.
- Где определены технические требования к оборудованию специализированной площадки, имеющей в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 сантиметров? Как осуществить документарный учет такой площадки для предоставления сведений в рамках контрольно-надзорного мероприятия? Где определены технические требования к оборудованию бортиков и канавок для стока избыточной влаги? В случае аварийного разлива стока за пределы специализированной площадки какие действия должен предпринять собственник объекта? Например, написать инструкцию по порядку действий и назначить ответственного, а в случае аварии составить акт и переместить разлившийся сток в лагуну?
В требованиях к специализированным площадкам не установлены технические требования к их оборудованию. Допускается пользоваться техническими требованиями к оборудованию специализированной площадки, указанными в строительных нормах и правилах, например, СП 289.1325800.2017 Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования.
В соответствии с п. 8 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства", переполнение специализированных площадок не допускается.
Вопросы предотвращения и устранения аварийных ситуаций и назначение ответственных лиц находятся в зоне компетенции лиц, организующих деятельность на предприятии.
- Технология определяется компанией самостоятельно, в т.ч. сроки выдерживания?
Да. Самостоятельно, в том числе сроки выдерживания.
При конечном соблюдении требований, установленных пунктами 15 и 16 требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства".
- Допускается ли пересечение дорог и проездов, используемых для перемещения Обработанных, Переработанных побочных продуктов животноводства, с дорогами и проездами, используемыми для перемещения (движения) животных, продукции животного происхождения, кормов?
Требование пункта 20 распространяется исключительно на случаи перемещения необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства.
- В случае невозможности соблюдения требования о том, что не допускается пересечение дорог и проездов, используемых для перемещения необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства, с дорогами и проездами, используемыми для перемещения (движения) животных, продукции животного происхождения, кормов, допускается ли перемещение НЕобработанных, НЕпереработанных побочных продуктов животноводства с использованием транспортных средств, обеспечивающих герметичность?
Перемещение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства из объекта по содержанию животных до специализированной площадки должно осуществляться способами, исключающими пересечение с дорогами и проездами, используемыми для перемещения (движения) животных, продукции животного происхождения, кормов. Например, подземным трубопроводом или по дорогам и проездам, не пересекающимся с дорогами и проездами, используемыми для перемещения (движения) животных, продукции животного происхождения, кормов.
- Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов. О каком учете идет речь? Каким образом выполнить данное требование?
Речь идет об учетной политике предприятия, бухгалтерском учете.
- Требуется ли оформление ВСД, если в соответствии с техническими условиями такой продукт не является удобрением животного происхождения?
Требуется ли отражение операций с ППЖ в системах Меркурий и Сатурн?
Оформление ВСД на переработанный побочный продукт животноводства не требуется.
Блок: внесение побочных продуктов животноводства
- Где необходимо зафиксировать дату размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, если предполагается временное размещение перед запашкой в почву?
Требований к документу не установлено. Допускается указывать дату размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения в путевом листе (задании) или ином внутреннем документе предприятия.
- Подтверждение соответствия требованиям пунктов 15и 16осуществляется в отношении каждой партии обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства или с определенной периодичностью, установленной в рамках программы производственного контроля предприятия, или пройти добровольную сертификацию с периодическим подтверждением?
Что является партией, подлежащей подтверждению исследованиями? Возможно ли подтверждение партии бурта/лагуны перед внесением?
Периодичность проведения исследований не регулируется. Однако подтверждение результатами лабораторных исследований должно проводиться до внесения или реализации партии переработанных побочных продуктов животноводства, реализуемых любому лицу.
В случае реализации необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства лицу, осуществляющему деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, подтверждение соблюдения требований, установленных пунктами 15 и 16, осуществляется лицом, осуществившим обработку, переработку побочных продуктов животноводства.
- Каким образом можно подтвердить использование обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства?
Лабораторно в соответствии с пунктом 17 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства".
- Как обеспечить полное отсутствие патогенных микроорганизмов в ППЖ, если они присутствуют в том числе в почве еще до внесения, и могут потенциально обнаруживаться в незначительных количествах?
В требованиях к обращению побочных продуктов животноводства установлены нормативы по допустимым величинам показателя содержания в обработанных, переработанных побочных продуктах животноводства токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Соблюдение установленных показателей означает соответствие побочных продуктов животноводства требованиям и возможность их использования (внесения) в почвах земель сельскохозяйственного назначения.
- Как определяется граница жилой застройки - по границе земельного участка или по границе жилого населенного дома?
По границе земельного участка, предназначенного для жилой застройки. Для определения границы земельного участка, предназначенного для жилой застройки, рекомендуется ориентироваться на информацию из утвержденных документов территориального планирования и планировки территории.
Блок: Реализация побочных продуктов животноводства и ответственность
- При отсутствии у предприятия, осуществляющего содержание сельскохозяйственных животных, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным закономот 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предприятие вынуждено заниматься реализацией побочных продуктов животноводства. Возможна ли реализация другому сельскохозяйственному предприятию необработанных, непереработанных ППЖ, с целью переработки, обработки и использования ППЖ этим предприятием (фактическим покупателем и владельцем сельскохозяйственных земель)?
Возможна реализация другому юридическому лицу необработанных, непереработанных ППЖ при условии, что такое лицо осуществляет деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Допускается ли передача побочных продуктов животноводства, соответствующих требованиям пунктов 15 и 16 требований, лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции?
Не допускается.
В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона от 14.07.2022 N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача побочных продуктов животноводства допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции.
- Каким образом собственнику побочных продуктов животноводства обеспечить требование о передаче побочных продуктов животноводства лицу, осуществляющему деятельность по производству сельскохозяйственной продукции?
Рекомендуется проявлять должную коммерческую осмотрительность при выборе контрагента. По возможности закреплять в договоре обязательство использования побочных продуктов животноводства в целях повышения плодородия почв, а также ответственность в случае неисполнения указанного обязательства.
- Означает ли, что в целях использования и реализации является обязательным условием наличие технических условий, утвержденных их изготовителем, определяющих характеристики побочных продуктов животноводства, способы их обработки, переработки и условия использования, методы контроля и требования к безопасности.
Да. Наличие технических условий, соответствующих требованиям пункта 27, является обязательным условием для использования и реализации побочных продуктов животноводства.
Требуется ли приводить в соответствие текущие ТУ и ТР?
Для реализации и использования побочных продуктов животноводства технические условия должны соответствовать требованиям пункта 27, в случае несоответствия требуется их доработка. Требования к технологическим регламентам не установлены.
Получается в случае внесения 3-лицом, оно должно соблюдать ТУ продавца в части условий внесения?
Лицо, осуществляющее использование (внесение в почву) побочных продуктов животноводства, должно соблюдать требования технических условий, утвержденных их изготовителем.
- По сути и содержанию пункта 27требований вся ответственность за реализацию и использование побочных продуктов животноводства возлагается на изготовителя побочных продуктов животноводства, т.е. на животноводческое предприятие. При реализации побочных продуктов животноводства другому сельхозпредприятию на кого возлагается ответственность за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства, если эти требования нарушены покупателем, являющимся новым собственником побочных продуктов животноводства. У кого в таком случае будет побочных продуктов животноводства переквалифицирован в отход у животноводческого с/х предприятия или у покупателя побочных продуктов животноводства?
Какое предприятие будет нести ответственность за нарушение требований согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2022 N 3256-р, у кого побочных продуктов животноводства будет признан отходом после его реализации?
Прямой запрет на передачу побочных продуктов животноводства лицам, не осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, установлен в части 5 статьи 7 Федерального закона N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
За нарушение требований в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом:
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нарушение требований, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, приводит к признанию побочных продуктов животноводства отходом.
Передача побочных продуктов животноводства, не соответствующих требованиям пунктов 15 и 16 требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1940 "Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства", лицам, не осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, является нарушением, в результате которого побочные продукты животноводства признаются отходом, ответственность несет лицо, их передавшее, платежи начисляются лицу, в результате деятельности которого побочные продукты животноводства образованы, и которое их передало иному лицу, не осуществляющему с/х производство.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона N 248-ФЗ собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Передача обработанных, переработанных побочных продуктов животноводства, то есть соответствующим требованиям пунктов 15 и 16 требований к обращению побочных продуктов животноводства, лицам, не осуществляющим с/х производство, влечет административную ответственность (после внесения соответствующих изменений в КоАП РФ).
В свою очередь, за причинение вреда почвам при использовании побочных продуктов животноводства предполагается административная ответственность, которая возлагается на лицо, непосредственно осуществляющее их использование, в результате которого такой вред был причинен.
В настоящее время подготовлен и внесен в ГД РФ проект изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (законопроект N 183338-8), предусматривающий административную ответственность за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства. После принятия и вступления в силу указанных изменений за нарушение требования к передаче побочных продуктов животноводства исключительно лицам, осуществляющим сельхозпроизводство, будут предусмотрены административный штраф в размере от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (для индивидуальных предпринимателей) и от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (для юридических лиц).
В каких случаях и при каких обстоятельствах административное наказание может быть переквалифицировано в признание отходом или будет происходить одновременное двойное наказание по КоАП и признание побочных продуктов животноводства отходом?
Применение мер ответственности за нарушение требований к обращению побочных продуктов животноводства, вносимых в КоАП РФ и признание побочных продуктов животноводства отходом не являются взаимоисключающими, так как основаны на неисполнении требований разных федеральных законов - 248-ФЗ и 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
За нарушение любых требований к обращению побочных продуктов животноводства, предусмотренных законодательством, вводится административный штраф.
В свою очередь, нарушение отдельных требований, установленных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3256-р, влечет признание таких побочных продуктов животноводства отходами.
В таком случае согласно части 7 статьи 5 Федерального закона N 248-ФЗ собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.
- В какие сроки и как будет передаваться информация Россельхознадзором в Росприроднадзор, а также хозяйствующему субъекту о признании отходом ППЖ?
Будет определено соглашением, заключаемым между указанными уполномоченными органами.